Обратная связь

Администратору сайта будет отправлена ссылка на эту страницу: http://moskva-today.ru/
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Запомнить:
Или
Вы можете легко и быстро авторизоваться на сайте при помощи популярных социальных сетей

Регистрация
Email(логин):
Пароль:
Повтор:
Картинки с кодом:
Код с картинки:
Востановление пароля
Email(логин):
Код с картинки:

Кадры играют всё

29.03.13      Раздел: Спорт

Плакат к фильму «Спорт, спорт, спорт», СССР, 1970

Группа фильмов, показывающая, как с помощью спорта можно выйти за пределы своего тесного способа существования. В канадской документальной ленте «Девушки-боксеры из Кабула» (режиссер Ариэль Наср) группа афганских женщин начинает тренировки, чтобы выступить на Олимпиаде в Лондоне. Одна из них добивается своего, хоть и продолжает выходить на ринг в традиционной исламской одежде.

Белорусский режиссер Владимир Маркевич рассказывает о другом варианте эскапизма в спорте: мокьюментари о том, как заключенные одного из лагерей под Нюрнбергом решили провести свою летнюю Олимпиаду 1940 года, взамен отмененной из-за войны («Олимпиада 40. Запрещенные игры»). Это была настоящая Олимпиада: шесть видов спорта, специально написанный олимпийский гимн, флаг – белое полотнище с пятью переплетенными кольцами. И конечно, медали. Правда, эти игры проходили тайно, так, чтобы участников не заметила лагерная охрана. Флаг сделали из белой солдатской рубахи, а медали вырезали из картона. Это были лучшие Игры.

Спорт по-прежнему предоставляет людям большое пространство для самореализации. Американец Джон Кейс никогда до этого не брал в руки камеру, но был настолько вдохновлен встречей с 77-летним жителем Монтевидео Раулем, что решил снять о нем документальное кино («Большая мечта в 77»). У Рауля есть мечта. Он хочет стать чемпионом мира в легкоатлетическом десятиборье в своей возрастной группе. А в таком возрасте участвуют в этой тяжелейшей дисциплине не более 10 человек. Ради победы над ними Рауль отказывает себе во всем, даже от общения с семилетней дочкой.

В американском игровом фильме «Ответный удар» (режиссер Кеннет Кастильо) молодой боксер латиноамериканского происхождения хочет выиграть турнир «Золотые перчатки», который даст ему путевку в жизнь. Если бы не эта мечта, жизнь была бы адом: парню диагностируют синдром биполярного расстройства, разведенная мать спивается, а друзья детства все сильнее тянут себя и других на дно. И только дядя героя (его играет ставший в последнее время узнаваемым Дэнни Трехо) помогает молодому боксеру выжить и начать реализовывать мечу.

Целый пласт номинантов, показывающих «спорт изначальный», без рефлексии. Итальянская документальная картина «Гладиаторы кальчо» режиссера Фабио Сегатори показывает так называемый «исторический флорентийский футбол», с которого берут начало и нынешний футбол, и регби, и американский футбол. Он подобен бою быков – только между людьми. Площадь Санта Кроче, жемчужина Ренессанса, превращается в кромешное рубилово, которое снимают 13 камерами, одна из которых — скрытая.

В английском селении Ошборн футбол значит больше чем Рождество. Вот уже 900 лет местные жители увлечены этой сумасшедшей игрой («Правила игры» Джоан Поствейт). Ворота противников находятся на расстоянии трех миль, а между ними — улицы, реки, туннели, поля и пять тысяч болельщиков. Традиционный вид спорта в тех местах объединяет людей, имеет решающее значение в развитии всей коммуны.

Традиционная функция спорта — показать предел возможностей, заставить человека этот предел преодолеть. Три женщины — 39-летняя карьеристка Майя, страдающая церебральным параличом 22-летняя Ольга и 12-летняя Рони — выбрали один из самых тяжелых видов спорта, триатлон (израильский фильм «Каждая женщина — герой»). Цель авторов — показать, как спорт является средством достижения чего-то высшего, а также, что настоящее в жизни — это  то, чего добиваешься сам.

Японский режиссер Юрико Ромер, в свою очередь, покажет документальный фильм «Миссис Дзюдо. Будь Сильной. Будь Мягкой. Будь Красивой» о Кейко Фукуде, самой, возможно, известной дзюдоистке мира, авторе предисловия к книге «Учимся дзюдо с Владимиром Путиным»,  человеке необычайного мужества. В 99 лет Фукуда удерживала самый высокий — десятый дан и продолжала преподавать дзю-до три раза в неделю, будучи прикованной к инвалидному креслу.

Это специализация в первую очередь отечественных режиссеров: конкурсная программа российских фильмов более чем наполовину состоит из фильмов-очерков о великих спортсменах настоящего и прошлого. Но даже в этом ряду выделяется «Пловец» Сергея Русакова — о подвиге многократного чемпиона и рекордсмена мира по подводному плаванию Шаварша Карапетяна. Его жизнь четверть века назад перечеркнуло трагическое событие: в 23 года, в расцвете спортивного таланта, на очередной тренировке в центре Еревана он увидел упавший на его глазах в озеро троллейбус с людьми. Спортсмен нырнул в холодную осеннюю воду и стал вытаскивать из стального гроба людей. За пятнадцать минут он спас двадцать человек… После этого подвига он стал инвалидом, а из спорта пришлось уйти.

На этом фоне даже вполне добротно сделанные фильмы-биографии знаменитых российских чемпионов (Владислав Третьяк, Елена Исинбаева, Владимир Шагин, Галина Кулакова и другие) смотрятся достаточно тривиально. Хотя, нельзя исключать, что какой-то из них наверняка возьмет одну из наград кинофестиваля.

Великий фильм о боксе, несмотря на то, что там играет начинающий тогда порноактер Сильвестр Сталлоне, который и впоследствии будет не сильно радовать драматическими талантами. История отчаянья, страсти и успеха. Тренировка Рокки на мясных тушах – классика мирового кино, то самое искусство, которому, по Уайльду, подражает сама жизнь. Далее, конечно, Сталлоне продастся и начнет штамповать сиквелы (всего числом шесть), которые, впрочем, по инерции будут не так плохи, как считается.

Один из культовых киношедевров британской группы «рассерженных молодых людей». Неприкаянный герой, имеющий талант бегуна, пытается в буквальном смысле слова убежать от проблем и безнадежности своего пролетарского существования. Фильм, строго говоря, не совсем о спорте, но образ, созданный Томом Кортни, стал моделью для сборки целого поколения британской молодежи, из которой потом вышли великие стайеры и средневики 1960-1980-х.

Фильм-попурри Элема Климова, совмещающий игровое начало, документалистику и чисто журналистские вставки. Несмотря на обилие жанрового кино в СССР, так и остался самым пронзительным советским фильмом о спорте. До сих пор нельзя без содрогания смотреть кадры забега на 10 км во время матчевой встречи США – СССР 1959 года. На стадионе в Филадельфии из-за сильной жары бегуны оказались на грани обезвоживания, и советский спортсмен Хуберт Пярнакиви добежал в бессознательном состоянии, после финиша пережив клиническую смерть. Но мы выиграли.

Редкий случай, когда талант режиссера байопика как минимум не уступает своему герою. Эмир Кустурица более чем органично чувствовал себя, пытаясь влезть в шкуру, возможно, лучшего игрока в истории мирового футбола. Каждая из частей документального фильма, рассказывающая про «семь смертных грехов» - это и про него тоже. Секс, наркотики, футбол и рок-н-ролл смогли вполне органично соединиться в одном сюжете.

Раритетный фильм о хоккее и частично горных лыжах (их там тоже много). Незамысловатый сюжет, напоминающий советский фильм «Вратарь» примерно тех же годов. Но, в отличие от «Вратаря», интересен неплохо прописанными батальными сценами на льду, помогающими понять, как выглядела эта игра на заре своего развития в Европе. Трудно уместить в голове, что в Польше снимали фильмы о хоккее в те годы, когда у нас об этой диковинной игре даже еще не слыхивали. Спустя каких-то двадцать с небольшим лет сборная СССР будет обыгрывать поляков с разницей от 10 шайб и больше.

Источник: mn.ru